Более 53 млн. мусульман насчитывается сегодня в Европе. Однако только
16 млн. из них живут в странах Евросоюза – такие данные опубликовал
Центральный институт исламских архивов, расположенный в германском
Зёсте.
Первое место по численности исламской общины занимает в Европе Россия – 25 млн. мусульман.
Особенно
стремительно увеличивается количество мусульман в Европе. Самая крупная
мусульманская община – во Франции: от 5 до 7 миллионов (до 10% от
общего числа населения), Ислам стал здесь второй по численности
религией страны после католицизма, затем следует Германия (4 млн.),
Великобритания (1,7 млн.), Болгария (1,1 млн.) и Голландии (1 млн.).
Значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения
западноевропейским странам. Следует отметить, что реальное
количество мусульман в Западной Европе не знает никто, так как наряду с
легальными иммигрантами и их потомками здесь проживают многие миллионы
нелегальных, которые отсутствуют в данных официальной статистики. По
разным подсчетам в Западной Европе сейчас проживает от 15 до 24
миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 году
численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню
рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего
Востока.
В Западную Европу ислам пришел всего несколько
десятилетий назад. До конца 1940-х мусульман здесь практически не было
или было совсем немного (больше всего во Франции – 120 тыс. в середине
1920-х гг.). Первая массовая миграция была связана с войной в Алжире
(1954-1962). После вынужденного согласия Франции на провозглашение
независимости этого североафриканского государства, сотни тысяч местных
мусульман воспользовались появившейся возможностью переехать в свою
бывшую метрополию.
Мусульманские районы и пригороды
появились в Париже, Берлине, Лондоне и многих других крупных
европейских городах. Большинство современных французских мусульман
составляют потомки выходцев из арабского Магриба (Алжир, Тунис,
Марокко). В Германии, Голландии, Австрии и Дании мусульманское
сообщество в основном представлено потомками турецких эмигрантов.
Британские мусульмане – в большинстве потомки выходцев из Британской
Индии (Пакистан и Бангладеш).
Росту численности
европейских мусульман способствует поощряемая государственными
социальными программами высокая рождаемость. В мусульманских семьях
среднее количество детей, как правило, не ниже четырех. Многодетность
мусульманских семей контрастирует с малодетностью и кризисом
традиционных семейных ценностей у коренных европейцев. Важнейшим
демократическим завоеванием современной западной цивилизации
провозглашена свобода гомосексуальных отношений, причем в ряде стран
(Голландия, Бельгия, Канада, Испания и Швейцария, а также ряд штатов
США) были законодательно разрешены однополые браки.
Наряду
с ростом численности сексуальных меньшинств сокращению коренного
(атеистического или номинально-христианского) населения Западной Европы
способствует сознательный отказ от рождения детей, так как многие
европейцы считают, что дети станут для них помехой в карьере или
попросту помешают вести привычную и комфортную жизнь. Семьи, которые
имеют одного ребенка, редко решаются на рождение второго. Для простого
воспроизводства населения средний уровень рождаемости должен составлять
2,1 ребенка. Но женщины в Западной Европе в среднем рожают только 1,4
ребенка. И в условиях прогрессирующего сокращения коренного населения
Европы мусульмане с успехом заполняют собой образовавшийся
демографический вакуум.
Играет роль и феминистская
пропаганда, утверждающая, что дети препятствуют женщинам занимать
достойное место в обществе. Отказ от традиционных семейных ценностей и
нравственный кризис общества способствуют росту популярности Ислама
даже в среде коренного населения Европы. Во Франции численность белых
французов-мусульман уже превышает 50 тыс. человек.
В
течение нескольких десятилетий трудности демографического и
экономического характера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже
пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Европейские
политики считали неприличным даже задавать вопрос, совместимы ли в
принципе современная Европа и Ислам? Они проповедали идеи толерантности
и мультикультурализма, несовместимые с взглядами Сэмюэля Хантингтона,
который в своей нашумевшей книге "Столкновение цивилизаций" утверждал,
что Европа и Ислам – это два антипода, две изначально враждебные
антагонистические цивилизации. Наоборот, господствовало мнение, что
интеграция мусульманской диаспоры в европейское общество будет
способствовать сближению христианской и исламской цивилизаций.
До
конца 1990-х гг. исламистских политических партий в Европе не
существовало. Сейчас они появились во Франции и Бельгии. Пока эти
партии немногочисленны и не представлены в парламенте. Но за ними уже
числятся первые успехи: в Бельгии в мае 2003 г. "Parti de la
Citoyennete et Prosperite" (PCP, Партия гражданства и процветания),
которая проповедует традиционный Ислам, набрала более 8 тысяч голосов
на выборах в Брюсселе.
Как показали социологическое
исследование, проведенное вашингтонским исследовательским центром Пью в
13 западных государствах, в Великобритании одновременно имеет место
самое терпимое в Европе отношение коренных жителей к
иммигрантам-мусульманам.
В начале третьего тысячелетия
европейские мусульмане превратились в активную политическую силу.
Весной и летом 2001 г. массовые акции были проведены британскими
мусульманами в фабричных городах средней Англии. В 2002 г. во время
парламентских выборов во Франции массовые демонстрации французских
мусульман в значительной мере парализовали активность
правоэкстремистского Национального фронта. Европейские мусульмане во
многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по
вопросу войны в Ираке в 2003 г. Зимой 2003/2004 гг. были проведены
широкомасштабные акции европейских мусульман, которые были направлены
против запрета французским министерством образования ношения хиджаба в
школах. В европейских городах постоянно проходят массовые марши в
поддержку народа Палестины, против политики США и Израиля.
Некоторые
исламские деятели выступили с требованием автономии для европейских
мусульман. Так, директор Мусульманского института К. Сиддики (один из
лидеров исламских радикалов в Великобритании) в своем «Мусульманском
манифесте» потребовал дать британским мусульманам статус «автономного
сообщества». Ислам превратился в важнейший фактор европейской
общественной жизни. Без учета этого фактора невозможен сколько-нибудь
серьезный прогноз будущего развития Европы, да и всего современного
мира. Значительная часть мусульман Европы не интегрировалась в
европейскую действительность и сознательно отказывается принимать
западноевропейский образ жизни, мораль и ценности. Отказываясь от
европейской идентичности, они делают выбор в пользу "чистого" ислама и
ощущают себя в первую очередь частью всемирной мусульманской общины.
Сложившаяся
демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано
или поздно Западная Европа станет частью исламского мира. Среди них
бытует убеждение, что чрево мусульманской женщины превратилось в
наиболее эффективное средство исламизации Европы и всего мира.
Некоторые аналитики утверждают, что уже в самом ближайшем будущем
первой исламской страной Западной Европы станет Франция, из которой
Ислам начнет свое победное шествие по остальным странам континента.
Необходимо
подчеркнуть, что Ислам, как и любая другая религия, сам по себе не
несет угрозы миру и обществу. Угроза возникает лишь тогда, когда Ислам
перестает быть религией и начинает использоваться в качестве
радикальной идеологии.
Популярный в Бельгии католический
священник Самуэль Оздемир, настоятель церкви святого Антония
Падуанского в Шарлеруа, был обвинен властями страны в расизме за то,
что в своей проповеди указывал на угрозу исламской экспансии в Европе.
«Такого понятия как умеренные мусульмане просто не существует», –
утверждал этот священник, родившийся в семье сирийских христиан в
турецком Курдистане. В своем выступлении по местному телевидению он
назвал каждого ребенка-мусульманина, рожденного в Европе, "бомбой
замедленного действия для детей европейской культуры, которые вскоре
станут здесь меньшинством".
Примечательно, что
инициаторами судебного преследования Оздемира стали не исламские
организации, а бельгийская правительственная правозащитная организация
"Центр за равные возможности и противление расизму", которая
квалифицировала его высказывания как "разжигание расовой ненависти" и
даже рекомендовала заключить отца Самуэля под стражу до вынесения
судебного вердикта.
Приведет ли рост мусульманского
населения к исламизации Европы? Многие и многие мусульмане Европы в
этом уже не сомневаются.
Будущие перспективы Европы в
первую очередь будут зависеть от того, сумеют ли европейские
государства выработать разумную политику по отношению к растущим
мусульманским общинам. Такая политика должна не только гарантировать
все права, сохранение религиозного и культурного своеобразия
европейских мусульман, но и гармонизировать их отношения с обществом,
обеспечить интеграцию мусульман в современную европейскую цивилизацию и
наоборот.